S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky

xr_cs_screen_46_pre.jpgВторого пришествия S.T.A.LK.E.R.’a пришлось ждать не так долго, как первого, но GSC снова сделали «ход конём» и, не отходя от данных своим поклонникам обещаний, выпустили игру, в равной степени не похожую и на Shadow of Chernobyl, и на то, чего ждали многие геймеры.

Как определить, что игра по-настоящему зацепила? Можно посмотреть на свои спонтанные рефлексы. Например, когда коллега вернулся в редакцию со страйкбольных игрищ, я почти минуту изучал его Steyr Aug, прикидывая, как приладить на него цепную пилу. Диагноз – перепогружение в Gears of War.

Остались ли у меня в мозгу подобные «артефакты» после прохождения S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky? Нет, пока ничего не могу вспомнить. Хотя очень хочется, честно. Игра-то, вроде, хорошая. Или нет?

Оригинальный S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl вышел не таким, каким его хотели видеть геймеры, перекормленные различными превью и интервью. Впрочем, надо признать, что первый S.T.A.LK.E.R. отличался и от той «игры мечты», которую представляли себе сами сотрудники GSC Game World. Возможно, если бы не было безжалостного фичаката по инициативе издательства THQ, S.T.A.LK.E.R.: Shadow of Chernobyl вообще не вышел бы. Но, как оказалось впоследствии, недостатки игры замечательно поддаются «лечению».

Речь идёт не только о патчах, избавивших Shadow of Chernobyl от глюков и багов, но и о модификациях, которые в огромных количествах стали появляться сразу же после релиза. За глобальными модами тоже не заржавело. Основной фишкой большинства модов было развитие идей, заложенных в Shadow of Chernobyl, шлифовка геймплея, балансировка «экосистемы» A-Life, доведение до ума экономики, и так далее.

Как-то само собой появилось ощущение, что GSC Game World займется тем же. Ну, конечно, добавят кой-чего по мелочам, карт новых сделают, но, в целом, получится очень хорошо пропатченный Shadow of Chernobyl, не уступающий по уровню саспенса и глубины погружения лучшим модам. Но GSC пошли своим, особым путём. И я не могу определить, к лучшему были эти изменения, или нет. S.T.A.LK.E.R. превратился в другую игру, хотя его по-прежнему ни с чем не спутаешь.

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как изменилась система A-Life, и насколько возросла мотивация для вовлечения в разборки местных группировок. На большинстве карт в Clear Sky обозначены «контрольные точки», которыми чаще всего являются временные лагеря, развалины и просто удобные места для засады. Боты собираются в группы и отправляются к точкам, которые заняты вражескими бойцами, а те, в свою очередь, обороняются. И практически на всех локациях идёт постоянная война, кто-то захватывает точки, кто-то организовывает контратаки…

Втягивание игрока в войну фракций начинается буквально с первого задания – спринтерский забег по контрольным точкам, которые заняли ренегаты, в компании со сталкерами из группировки «Чистое небо» наглядно демонстрирует, как это всё работает. Или, по крайней мере, должно работать, поскольку в дальнейшем, после вступления в ряды любой из доступных группировок, игрока будут заваливать невыполнимыми заданиями (прибеги за три секунды на другой конец карты и защити точку) и не засчитывать выполненные (освободи точку и дождись подхода союзников, которые могут банально не захотеть никуда идти). Не хватает толковой системы выдачи заданий и возможности передать своим, что, мол, я тут держу точку, высылайте поддержку ASAP.

Тут, кстати, появляется довольно острый моральный выбор. Если с «Чистым небом» всё ясно, игрок всё равно связан с этой фракцией по сюжету, то выбор между «Долгом» и «Свободой» уже далеко не так прост. Передвигаясь по сюжету, Шраму придётся тесно познакомиться с представителями каждой из сторон. Примкнёшь к одним – придётся убивать других. Поднимется ли рука?

Ещё одно важное изменение. Кто жаловался на то, что в Shadow of Chernobyl артефакты были разбросаны где попало? Теперь арты стали полностью невидимыми, а найти их можно только в аномалиях. Вернее, в аномальных полях, ибо теперь по большинству карт можно бегать, как по Борщаговке, опасаясь лишь местных бандитов. Зато все аномалии (многие из которых стали полностью невидимыми) сгруппированы в целые поля, да ещё с радиоактивным фоном. И вот где-то в этих смертельных лабиринтах спрятаны драгоценные артефакты.

Чтобы добыть самый лекгодоступный артефакт, Шраму, скорее всего, потребуется слопать две-три аптечки и выпить бутылку антирадиационной водки. Ну, а в какие места разработчики упрятали артефакты поценнее, даже описывать жутко.

Раньше рядовому сталкеру было некуда девать деньги. По большому счёту, ничего, кроме покупки большого и красивого экзоскелета, игрок не планировал. Всё остальное можно было добыть в виде лута. Теперь всё не так.

Если кому-то в Shadow of Chernobyl не нравилась баллистика, не пугайтесь, когда увидите разброс обычного «ствола» в Clear Sky. Да, GSC принципиально не пошли на поводу у любителей Counter-Strike, точность оружия даже снизилась. Зато для большинства «стволов» появилась возможность установки различных апгрейдов, значительно повышающих характеристики. Причём система улучшений сделана разветвленной и нелинейной – либо вы концентрируете всё на точности, либо повышаете убойность и скорострельность. Третий вариант – улучшение «всего по чуть-чуть», но тогда вы не сможете поставить апгрейды высокого уровня.

У меня это вызвало самую прямую ассоциацию с классическими ролевыми системами. Есть один класс, есть другой. Мульти-класс возможен, но он будет заведомо слабее узкого спеца. А главное, все эти апгрейды стоят немалых денег, да и ремонт навороченной винтовки влетает в копеечку. Таким образом, Clear Sky приобрёл ещё больше сходства с RPG, но абсолютно непривычным, окольным путём.

По всем локациям шастают толпы сталкеров, постоянно идёт война, случаются выбросы и набеги монстров. Но на всём этом празднике очень мало персонажей, хоть чем-то отличающихся от обычного пушечного мяса, респавнящегося на базах группировок. И подавляющее большинство историй о людях, живущих в Зоне, приходится на основную сюжетную линию. В Clear Sky остро не хватает интересных побочных заданий и ярких персонажей. Я, конечно, могу развлечь себя поисками артефактов и войной с «Долгом», но оба эти занятия довольно быстро теряют смысл и надоедают.

Не вижу смысла в подробном описании графических красот этой игры. Смотрите на скриншоты и просто восторгайтесь.

Те, кто уже попробовали пройти Clear Sky без последних патчей, ждут гневных речей в адрес GSC Game World, выпустившей крайне сырую и глючную игру. Ну что ж, что есть, то есть. До версии 1.5.04 Clear Sky практически невозможно пройти без фикса, который останавливает бесконтрольное «саморазмножение» патронов в ящиках на контрольных точках. Если это «размножение» не остановить, количество патронов достигает величины, которую игровой движок обработать не в состоянии. Но брызгать слюной почему-то не хочется. Да, будьте готовы к встрече с новыми типами аномалий – «Kick to Windows Desktops и даже «Неllо, BSOD!», но с последним патчем они уже не смогут остановить по-настоящему упорного сталкера на пути к заветной цели.

Кроме того, не хватает замечательных «сталкеровских» подземелий в духе лабораторий «Х16» и «Х18». Коротенький туннель под Агропромом – вот вам и вся клаустрофобия. Даже мегакрутой Рыжий лес, в котором впечатлительный геймер может и обделаться, всё-таки является открытым пространством. Его можно пробежать, не ввязываясь в драку.

Мало страшных мест. Мало побочных заданий. Даже новый монстр всего один. GSC Game World повели развитие серии, вроде бы, в правильном направлении, но при этом не сохранили кое-что из того, за что мы полюбили Shadow of Chernobyl. Зона стала другой, и погрузиться в неё по-настоящему мешает то ли глючность Clear Sky, то ли старые привычки из Shadow of Chernobyl.

Апгрейд неотвратим

Clear Sky вышел на прилавки Украины и России в очень сыром виде. Но патчи понемногу исправляют ситуацию (например, некоторые геймеры рапортуют о том, что патч версии 1.5.04 примерно на 20% повышает fps), поэтому не стоит паниковать. На ноутбуке Core 2 Duo Т7100 1.8 ГГц, 2 Гб ОЗУ, GeForce 8600М GS под Windows Vista 32 bit при средних настройках (DirectX 9) в разрешении 1024×768 счётчик fps показывал 15-20. Понижение качества текстур и отключение нескольких эффектов позволило достичь показателя в 30 fps. Но в жарких баталиях производительности всё равно не хватало, поэтому я понизил разрешение ещё до 800×600 и уже в этом режиме добрался до финала.

В то же время коллега играл на Core 2 Duo 2.2 ГГц с 2 Гб ОЗУ и ATI Radeon HD 4850 в 1024×768. Настройки на максимум – и 25-30 fps.

Главное, что система, на которой шёл оригинал, тоже должна осилить Clear Sky. Но потолок системных требований вырос очень сильно, поэтому для экстремалов, желающих увидеть все красоты Clear Sky, апгрейд неотвратим. До сих пор апгрейдиться требовал только Crysis… Ну что ж, Clear Sky почти догнал коллегу по прожорливости.


Оставить комментарий

Ваш комментарий