Тестирование мониторов LG с контрастностью 5000:1 (LG L194WT, LG L194WS и LG L197WH)

Верный признак ужесточающейся конкуренции – появление продуктов с заведомо невероятными параметрами. Номинально придраться получается не всегда; как правило, невероятные параметры подкреплены какой-нибудь хитрой технологией, позволяющей производителю делать свои заявления без малейшего опасения оказаться уличённым во лжи. А вот практическая польза от таких «сверхустройств» не всегда очевидна. Сколько уже вспоминалась (и будет вспоминаться) фотокамера OLYMPUS SP-550 UZ, у которой якобы поддерживается режим чувствительности 5000 ISO, однако при этом алгоритмы шумоподавления напрочь убивают всю детализацию снимка… Вот с такими тяжёлыми думами я принялся распаковывать три монитора от компании LG.

В Украине «корейцы» всегда пользовались хорошим спросом, причём ещё со времён ЭЛТ-мониторов. Тогда же, кстати, появился и стереотип относительно качества корейских мониторов, потерявший ныне всю свою актуальность. В Европе и Америке сейчас уже собирают разве что системники, а всё остальное (не говоря уже о комплектующих) штампуют в Китае, на Тайване или в лучшем случае – в Малайзии. Впрочем, почему это «в лучшем случае»? На самом деле уже и страна-производитель не имеет никакого значения, времена охоты за «малазийскими Целеронами» прошли, фабрики и там, и сям строят практически одинаковые.

Но что-то я отступил от темы. Итак, «фишки», которыми так любят щеголять маркетологи компаний-производителей, и которые так ненавидим мы, обозреватели. Почему? Да как сказать… В случае с тем же фотоаппаратом: если уж объяснишь читателю, что 5000 ISO – это пускай и не сказки, но всё-таки ближе к анекдоту, то как потом свести тон обзора к нейтральному? Ведь аппарат сам по себе неплох, и в обычных режимах съёмки даёт примерно то же качество снимков, что и конкуренты-одноклассники. Но где-то внутри уже откладывается мысль «нас обманули!», и потом получаешь упрёки с обеих сторон. Производитель говорит: «Так вот же, есть у нас такие параметры, это вы врёте, а не мы!» Читатель вторит: «Вы сказали, что девайс плохой, а у меня вот приятель купил – и работает лучше, чем моя фигня». Ну что ж, выход из такой ситуации мне видится только один – рассказать всё по порядку и максимально непредвзято.

Кристаллы против электронов

Известная проблема ЖК-мониторов, основанных на самых дешёвых (и быстрых) на данный момент матрицах типа TN+film, заключается в недостаточной контрастности изображения. Если вы ещё не совсем забыли наш прошлогодний мини-цикл «Жидкие кристаллы по Дарвину», то должны помнить, что в самом названии TN-матриц буква «Т» означает Twisted, то есть закрученные, спиральные кристаллы. Дешёвые, легкоуправляемые, но не желающие «раскручиваться» полностью, хоть ты тресни. Тут важно вспомнить ещё один момент: для TN-матрицы режим пикселя «вкл» соответствует чёрному цвету, и именно поэтому «битый» пиксель на таких мониторах назойливо светится вместо того, чтобы спокойно себе потухнуть навеки :) .

Однако проблема низкой контрастности на данном этапе развития «мониторных технологий» стала скорее традиционной, если не надуманной. Можно долго вспоминать о том, какой чудесный контраст давал старый добрый ЭЛТ-монитор, как приятно было за ним работать и как жаль, что нынче приличной ЭЛТ-шки днём с огнём не сыщешь (хотя такие причитания ещё уместны, если их автор – фотолюбитель или дизайнер, у которого не хватает денег на приличный монитор с S-IPS- или PVA/MVA-матрицей). Но давайте вспомним, что же такое эта самая контрастность. А вспоминать тут особо нечего – простое отношение яркости «условно белого» пикселя к яркости «условно чёрного». Почему «условно» – ясно без лишних пояснений, все, кто хотя бы раз видел монитор в момент включения, мог заметить, насколько отличается «чернота» чёрных участков на выключенном и включенном устройстве. При этом тёмные участки на электронно-лучевой трубке среднего пошиба так же далеки от идеала, как и на среднестатистическом ЖК-мониторе из ценовой категории «около 200 долларов». А вот чего у ЭЛТ не отнять, так это хорошего белого, за счёт которого «по цифрам» контрастность старых мониторов на порядок выше, чем у их современных плоских собратьев.

Но и тут не всё так просто. На первый план нашего повествования выходит анатомия – человеческий глаз, да и вообще всё зрение, устроены так, что тёмные оттенки воспринимаются гораздо лучше светлых. Ну, а кроме того, за компьютером очень часто работают в условиях недостаточной освещённости (вот как я сейчас), причём зачастую такие условия создаются намеренно – чтобы ничего не отвлекало. Клавиатуру видно – и хорошо. Понятно, что яркость белого цвета при этом уже далеко не так критична, как тёмные оттенки, и в этом тоже кроется небольшая «лазейка» для производителей мониторов, которые концентрируют свои усилия на точности воспроизведения именно тёмных участков картинки. Особенно интересно получится, если сравнить настройки гаммы в ЖК- и ЭЛТ-мониторах (не тех, которые в драйвере Windows, а в заводских). Впрочем, я уже об этом писал, и сейчас вдаваться в такие подробности просто нет нужды.

Главное уяснили: яркость белого – штука хорошая, но прежде всего – для сухих цифр. А вот для восприятия глазом гораздо важнее точность отображения черного цвета и вообще тёмных сцен.

TN+film матрицы за последние пару лет сделали неплохой шаг вперёд по качеству именно визуального восприятия картинки. Но что интересно, паспортные значения контрастности остались примерно на том же уровне (поверьте, 800:1 и 600:1 «на глаз» заметишь не сразу), зато многие производители заметно улучшили качество «упаковки» матриц в корпусе, заметно уменьшив таким образом артефакты от ламп подсветки. Некоторые пошли ещё дальше и использовали светодиоды, но это пока ещё экзотика и в бюджетных моделях подобные изыски не встречаются.

Казалось бы, мелочь, но восприятие тёмных сцен улучшается в разы. Когда тёмный экран примерно одинаково тёмный по всей своей площади, тот факт, что он на самом деле не чёрный, а всего лишь серый, глазом не воспринимается так остро.

Впрочем, остались и вполне очевидные проблемы, которые можно охарактеризовать уже ставшим у меня термином-паразитом «тришкин кафтан». То есть реальные возможности матрицы качественного скачка не сделали, всё равно всё сводится к регулировке яркости подсветки. Сделаешь посильнее – белый улучшится, но и чёрный станет светлее. И наоборот. При этом всегда есть некая «золотая середина», которая и используется большинством производителей в качестве установок по умолчанию. Но некоторые идут на различные ухищрения, чтобы получилось «больше автомобиля за те же деньги», если вспомнить девиз тоже корейских производителей, только из немного другой области :) .

Digital Fine Contrast

Эта технология (сокращённо – DFC) используется компанией LG ещё с весны 2006 года, когда появились первые мониторы с умопомрачительными на то время заявленными параметрами контрастности – 1600:1 и 1400:1. Впрочем, уже тогда было ясно, что «напрямую» из TN+film матрицы такую контрастность всё равно не выжать. Так что, повозившись с новыми мониторами, все пришли к очевидному выводу – особых отличий от стандартных 800:1 или 700:1 у мониторов с DFC нет, хотя иногда «игра» с яркостью подсветки делает просмотр фильмов, например, более приятной.

Но теперь три коробки, привезенные в нашу редакцию, красуются наклейками, на которых шрифтом, всего лишь вторым по размеру после того, которым набрано название модели монитора, написано «5000:1»! Тут уже и самый последний скептик заинтересуется, как такое вообще возможно, ведь улучшения должны быть. Просто обязаны, иначе праведный гнев покупателей обернётся не чем-нибудь, а убытками и потерей доли рынка, за которую борьба шла не один год.

Впрочем, небольшая шизофрения (в лёгкой форме) у LG всё-таки наблюдается, поскольку на официальном сайте модели LG L194WT и LG L194WS имеют в графе «контрастность» запись «2000:1» несмотря на все наклейки. Правда, LG L197WH уже всюду рекламируется как монитор с контрастностью 5000:1. Вот на его примере (в первую очередь) и попробуем разобраться, что такое DFC и с каким кетчупом его употреблять в пищу.

По официальной информации от LG технология DFC работает на основе динамического анализа сигнала, поступающего на монитор. В зависимости от освещённости сцены динамически изменяется контрастность и яркость подсветки, что позволяет на каждый кадр фильма (фильм – это для примера, то же самое касается игр, фотографий и так далее) получать оптимальное соотношение параметров. По задумке эта технология прежде всего нужна в свете того, что современный компьютер уже давно перестал быть просто «печатающей машинкой», а широкоформатные мониторы не в последнюю очередь приобретаются ради того, чтобы смотреть кино. А уж при этом-то процессе контрастность становится одним из самых заметных параметров.

Однако после рассказов о том, какой чудесной, красивой, насыщенной и чёткой (последнее – это уже совсем сказки какие-то) становится картинка на мониторе с DFC, представители LG не рассказали о том, как же на самом деле работает их разработка. И если с технологией компенсации времени отклика, называемой нынче по-модному Overdrive, уже всё более-менее ясно, то технологическая сторона DFC остаётся тайной до сих пор. Ну, по крайней мере, номинально.

Круть-верть

Как уже было сказано выше, в качестве основного подопытного у нас будет выступать монитор LG L197WH, у которого обнаружилась одна очень интересная особенность. В отличие от младших моделей (о которых мы тоже пару слов скажем, но чуть позже), тут имеется специальная кнопка для переключения режимов DFC, гордо названная f-engine. Так вот, когда происходит нажатие на эту кнопку, экран разделяется на две части, одна из которых (правая) остаётся в «Normal mode», а вторая «переключается» в выбранный режим. Благодаря такой особенности достаточно разместить тестовые градиенты симметрично вертикальной оси экрана и просто сравнивать то, что видишь. Кроме того, отпадает первый (и самый очевидный) принцип – манипуляция яркостью подсветки матрицы (которую, кстати, не отключить никак).

Да, нужна небольшая оговорка. Заводские настройки монитора по части контрастности явно завышены, поэтому светлая часть серого градиента сливается уже с третьего деления в сплошной «белый». Понижением контраста до 50% это исправляется, хотя всё равно разница между 0% и 5% заливки чёрным еле заметна. Видали точность передачи светлых оттенков серого и получше, скажем так. Но – ладно, на фотографии с домиком на ярко освещенной стене детали видны – значит, нормально.

Хотелось ещё немного подправить гамму, однако у серии L197 (да и L194) эта регулировка имеет всего три градации, как на мой вкус, слишком грубых. Впрочем, само наличие такой настройки на недорогих ЖК-мониторах – уже редкость, так что придираться не буду.

Итак, для начала возьмём самый простой вариант – сверху будет белая заливка, а снизу чёрная. Переключаем режим из Normal в User – всё осталось таким же (ясно, я же не менял профиль). А вот в режиме Text отличие заметно сразу – контраст усилился. В Movie видна та же картина, только ещё более очевидная (по сути, Text и Movie – две ступени повышения контрастности, причём в Movie ещё и насыщенность вытягивается по-максимуму). Но чёрный при этом остаётся одинаковым в обоих случаях, отличия видны только на «белом» цвете! Значит, контраст повышается реально, а не «виртуально», каким-то образом LG заставляет неактивные (белые) пиксели пропускать больше света. Немного неожиданно, если быть откровенным. А главное – способ, которым удалось добиться такого результата, для меня неочевиден. Подача на белые пиксели обратного напряжения для большего их «закручивания»?

Тем не менее, опыты с более подробными градиентами ставят всё на свои места. Да, номинально контраст (отношение белого к чёрному) повышается, но вот что при этом происходит с промежуточными значениями, думаю, пояснять особо не нужно. Правда, тёмные участки попрежнему остаются хорошо различимыми, а вот светлые сливаются вплоть до 15-20% серого (в режиме Movie). Цветность, которую легко оценить по цветным градиентам, также подвергается некоторым неоднозначным изменениям. Чистые цвета становятся ярче, однако полутона исчезают, основные области градиента превращаются в участки со сплошной заливкой. Для фильма это простительно, а вот для работы и даже просмотра фотографий – увольте, не надо нам такого счастья. Уж лучше пусть будет чуть более тускло, но зато детали не потеряются.

Но, конечно, при работе с текстом точность цветопередачи и градации серого практически не важны, а важна именно чистая контрастность – чёрный и белый. Поэтому для офисной работы DFC, как говорится, «то, что доктор прописал». За таким монитором глаза уставать не должны.

Ну, а в чём причина такой невесёлой ситуации с цветопередачей в режимах повышенного контраста? Очевидно, всё в тех же настройках гаммы, ориентированных в первую очередь на точность тёмных участков, а также в общей цветности LG L197WH, как и его коллеги, выдает на-гора всего 16.2 млн. цветов. А это, как мы уже хорошо знаем, не так уж и близко к честным 16.7. Да и использование компенсации времени отклика накладывает свой отпечаток, «быстрый» монитор не бывает точным по части цветов и оттенков, пока что это аксиома.

Ну что ж, будем считать, что с DFC разобрались, пора бы уделить немного внимания самим мониторам. Действовать будем по старой схеме, хотя между ними очень много общего (особенно по части матриц), поэтому про некоторые вещи будем писать «оптом». То есть для всех трёх мониторов сразу.

LG L194WT и LG L194WS

LG L194WT

L194WT… да и WS, в принципе, точно так же выглядит

На самом деле это практически один и тот же монитор, как по матрице, так и по дизайну. Единственная разница между ними заключается лишь в том, что WT оборудован вторым входом DVI, a WS довольствуется только d-Sub (VGA) интерфейсом. Если вам не жалко лишних 8-10 долларов, то, конечно, лучше приобрести LG L194WT. Всё-таки DVI чуть меньше подвержен различным помехам, да и все современные видеокарты оборудованы именно двойным DVI, a d-Sub подключается к ним через переходник. Но если стоит задача «оставить на пиво», то можно и сэкономить, у большинства пользователей и с d-Sub’ом никаких проблем не возникает.

Чтобы закрыть вопрос о ценах, скажу, что в Киеве LG L194WT продают по 210-225 долларов, а LG L194WS, соответственно, по 201-220. Как повезёт :) .

Внешность у обоих мониторов неброская и вполне традиционная для современных бюджетных моделей LG (да и конкурентов, по большому счёту, тоже). Чёрный корпус без особых излишеств, незаметные подписи кнопок управления меню… Кстати, сами кнопки упрятаны вообще на оборотную сторону монитора – от глаз подальше. Для стиля, конечно, плюс, но для удобства управления меню – явный минус. По крайней мере, на ощупь кнопка, соответствующая нужной надписи на передней панели, находится не сразу. Радует лишь то, что в это меню придётся забираться нечасто, а то и вообще лишь раз – понизить заводскую установку контраста. Подставка не радует особой гибкостью, но успокаивает устойчивостью – в общем, типичный представитель «кому за 200, но ещё не 250:

Комплектация и упаковка тоже практически идентичны, причём не только у LG L194WT и LG L194WS, но и у всех мониторов того же ценового класса. Правда, вполне предсказуемо LG L194WT имеет кроме диска, руководства (и прочих бумажек), силового и VGA-кабеля ещё и DVI-шнур. Ну, а коробки LG вы уже, должно быть, видели. Не знаю почему, но эта компания продолжает упаковывать свои мониторы в коробки, которые открываются сбоку, а не сверху, и поэтому закрыть их обратно без скотча невозможно. Хотя доставать монитор так удобнее – не спорю.

О том, что касается качеств LG L194WT и LG L194WS, собственно как устройств, ответственных за отображение красивой и точной картинки, уже много сказано выше. Правда, технология DFC работает чуть менее агрессивно, чем на 197-й модели, так вероятно, что 2000:1 контрастности, указанные на сайте компании, всё-таки ближе к реальности, чем наклейки на коробках.

Если не принимать в расчёт автоматическую подстройку подсветки экрана в зависимости от того, что изображается в данный момент на экране (кстати, у этой фичи присутствует небольшая задержка, так что смену яркости видно «невооружённым глазом»), то всё вполне обычно для матриц этого класса. Не очень хорошо прорабатываются светлые оттенки, но с тёмными всё в порядке. Цветовой градиент без ярко выраженных «ступенек», но традиционно «проблемные» цветовые участки всё-таки отличаются от идеальных. Особенно не повезло ярко-зелёному и жёлтому… Впрочем, снова ничего удивительного, для всех мониторов с «16.2» млн. цветов это обычная картина.

Угла обзора заявлены на уровне 160 градусов как по горизонтали, так и по вертикали. Принципиальный «нижний» угол затемняется предсказуемо.

А вот качеством подсветки LG L194WT и LG L194WS удивляют! Даже в момент, пока хитроумный алгоритм не приглушил подсветку после вывода на экран «чёрного квадрата», заметить неоднородность не так уж и просто. Да, по нижней границе подсветка всё-таки чуть ярче, чем на остальной площади экрана, но в сравнении с другими мониторами той же ценовой категории – равномерность отличная. И это, кстати, тоже играет на руку в том, что касается визуального восприятия контрастности LG L194WT и LG L194WS.

Также порадовала работа алгоритмов компенсации времени отклика. «Подловить» LG L194WT и LG L194WS на предмет отображения «привидений» бегущей строки оказалось непросто, но и белых ореолов за движущимися объектами не видно.

LG L197WH

LG L197WH

Этот монитор стоит всё-таки рассмотреть отдельно. В первую очередь, конечно, из-за дизайна, да и по классу он всё-таки немного отличается от двух предыдущих образцов инженерной мысли.

Упакован LG L197WH в такую же коробку, как и остальные мониторы LG, только чуть покрупнее размером (тут, кстати, я уже заметил связь: если коробка крупнее, чем обычно, это значит, что подставка несъёмная, а несъёмная подставка, как правило, более гибкая).

Как и положено современному монитору за 270 долларов (в среднем), LG L197WH поддерживает оба стандарта – VGA и DVI. Соответственно, в комплекте поставляются оба кабеля (ну, и всё прочее, что перечислено выше относительно младших моделей, ничего сверх стандарта в коробке не обнаружилось).

Корпус LG L197WH по последней моде сделан глянцевым. В сочетании с закруглёнными углами и подставкой «хитрой» формы выглядит очень стильно, но, как мы знаем, глянцевый пластик – мечта криминалиста. Отпечатки пальцев остаются моментально. Хорошо, что стираются тоже легко.

Подставка позволяет легко менять высоту (параллельность перемещения экрана сохраняется), наклон монитора, но поворота вокруг своей оси нет, так что поддержки «портретного» режима – тоже.

К кнопкам меню, хоть они и выполнены не так, как на предыдущих мониторах, претензия осталась прежней – когда пытаешься нажимать их не по одной, а несколькими пальцами сразу, теряется ощущение соответствия надписям. Да и кнопку f-engine, переключающую режимы DFC, можно было бы вынести отдельно на более удобное место. Её-то как раз пользователь будет использовать довольно часто, поскольку описанные выше режимы действительно хорошо подходят для своих задач.

Углы обзора для LG L197WH заявлены повыше – по 170 градусов в каждой из плоскостей, но разница со «стандартными» 160 неочевидна. Зато более агрессивный Overdrive, «нагоняющий» отклик по GTG до значения в 2 миллисекунды, должен понравиться геймерам (при просмотре фильмов такая скорость отклика матрицы не нужна). Впрочем, при «чёрно-белом» тесте времени отклика результат получился примерно тем же, что и для предыдущих моделей. Зная принцип Overdrive, удивляться не станем.

Как ни странно, но по части передачи светлых оттенков L197WH уступает своим более дешёвым собратьям, разница между 0% и 5% серого едва заметна (хотя при небольшом отклонении угла зрения цвета начинают инвертироваться, так что становится очевидно, что разница всё же есть :) . Зато с тёмными всё хорошо, да и цветной градиент ровный, если, конечно, не смотреть на него в режиме Movie.

Просуммируем

Что можно сказать о передовых (кавычки ставить не буду) мониторах LG в качестве вывода ко всему вышенаписанному? Вполне очевидную вещь: фирменная технология DFC, как ни старайся, полноценную матрицу более высокого класса не заменит, да и не было у LG такой цели (они и дорогие мониторы выпускают :) , зачем себе конкуренцию организовывать?). Но, тем не менее, в определённых ситуациях контраст, повышаемый не только «светомузыкой» в исполнении ламп подсветки, улучшает субъективное восприятие картинки и комфортность работы, если говорить, например, об офисных приложениях. Кино… Ну, дело вкуса, мне приятнее его смотреть в более умеренной гамме. Правда, и тут LG оказывается на высоте, поскольку у протестированных мониторов одни из самых незаметных (из известных мне) артефактов подсветки. А именно они раздражают при просмотре кино в первую очередь.

Ну, и самое главное – использование DFC, как видим, не повлияло на конечную цену продукта, поэтому любимая многими отмазка «зачем переплачивать за бесполезные фичи» тут просто не срабатывает. Фичу дают «в нагрузку», причём не такая уж она и бесполезная…

О том, стоит ли покупать LG L197WH, когда, сэкономив 50-60 долларов, можно получить практически ту же картинку с тем же динамическим контрастом, можно рассуждать долго. Но в таких случаях обычно стоит откладывать в сторону своё рацио и полагаться на эмоции. Для кого-то могут сыграть роль и отдельная кнопка переключения режимов, и более удобная подставка, и более быстрая матрица, но на самом деле если за вещь просят больше, чем за почти аналогичную по функциональности, решающим фактором становится прежде всего её внешность. С внешностью у LG L197WH всё в порядке, только учтите, что этот монитор придётся очень часто протирать :) .

Парктроник avs датчика купить в спб www.abcproffi.ru.
Современная отделка квартир в новостройках цена www.novostroikaspb.ru/price.html.

Оставить комментарий

Ваш комментарий